Корректировка и разработка программы развития ДОО обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и быстрым темпом социально-экономической жизни страны. усилением воспитательного потенциала, поддержкой талантливых детей и организацией совместного образования детей инвалидов и здоровых детей (инклюзивное образование).
Современные ориентиры развития системы образования Российской Федерации определяют новые приоритеты и требования системы образования в целом и её начальному уровню – дошкольному образованию. Для создания механизма устойчивого развития образования поставлены задачи, обеспечивающие возможности для детей в получении дошкольного образования и позитивной социализации независимо от их места жительства, состояния здоровья и социально-экономического положения их семей, повышающие качество и результативность педагогического труда.
Государство гарантирует уровень и качество образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Миссия дошкольного образования – становление и развитие личности ребенка в её индивидуальности, уникальности, неповторимости и формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности.
Главным фактором, обеспечивающим качество дошкольного образования, является педагогический коллектив. Определяя приоритетные направления работы, педагог нацелен на создание современной образовательной среды для воспитанников с учетом принципа индивидуализации развития, формирование социокультурной среды дошкольного детства, сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка, создание условий для равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса.
Новая нормативно-правовая база кардинально вносит изменения в содержание жизнедеятельности дошкольного учреждения, ориентируя на доступность дошкольного образования, поддержку разнообразия детства через развитие вариативности дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей развития, интересов и образовательных потребностей воспитанников (включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов), преемственности дошкольного и начального школьного уровней общего образования.
Программа развития МКДОУ д/с № 57 – инструментарий реализации требований ФГОС ДО.
Концепция развития
Современная система образования отражает национальные интересы, учитывая тенденции мирового развития. На данный момент координально изменились содержание, формы и методы организации дошкольного образования. Дошкольное образование стало уровнем общего образования гражданина Российской Федерации.
Основной, концептуальной идеей реализации образовательной деятельности педагогического состава, является создание педагогической системы, отвечающей современным требованиям воспитания и развития ребенка, формирование активной личности, способной реализовать и проявлять свой внутренний потенциал в современном мире, способного активно мыслить и действовать.
Концепция подразумевает комплексный подход к формированию и развитию всех сфер (социально-нравственной, эмоционально-экспрессивной, познавательной). Дошкольное детство как уникальный период, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
Базовым определяем социально-нравственное развитие, создание условий для усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, объединяем обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Ведь именно степень сформированности духовно-нравственной сферы определяет в будущем зрелость личностной культуры и социальную значимость человека. Какие ценностные ориентиры приобретет ребенок в дошкольном детстве зависит весь его жизненный путь.
Развивающий характер воспитательного процесса нашего образовательного учреждения создаст условия каждому воспитаннику для полной реализации себя, своих индивидуальных способностей, интересов. Ребенок - субъект образования, активный в выборе его содержания.
В качестве принципов организации воспитательного процесса рассматриваем принцип личностной ориентации, уважение личности ребенка, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия участников образовательного процесса.
В основе деятельности педагогов с воспитанниками «лежат» игровые формы взаимодействия: игровые приемы, занимательные игры и упражнения, игры-эксперименты, сюжетно-ролевые, самостоятельные, режиссерские, театрализованные, празднично-карнавальные, соревновательные игры, игры-фантазии, которые позволяют воплотить фантазию и воображение ребёнка, способствуют развитию самостоятельной творческой инициативы воспитанников, развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.
Концепция нацеливает педагогов на решение вопросов нравственно-трудового воспитания детей, через возможность проявления воспитанниками творчества и выбора способов деятельности.
Интересная и развивающая направленность содержания позволит нашему ОУ давать знания в процессе творческой познавательной деятельности, когда необходимо выбрать, придумать, отгадать, отыскать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствие, изобразить, смоделировать.
Ребенок научится делать выводы, умозаключения на основе своих рассуждений, фантазий. Произойдет интенсивное формирование умственных способностей: наглядное мышление перейдет в логическое, практическое – в творческое, сформируется интеллектуальная сфера.
Концепция ориентирована на формирование активной позиции ребенка, основанной на свободе выбора и на проектной деятельности. Поэтому основное внимание направлено на развитие детского творческого потенциала в процессе проблемного обучения. Развивать у детей познавательный интерес на игровом, занимательном материале путем создания проблемных ситуаций, способствующих развитию самостоятельного поиска новых решений.
Процесс поискового обучения выстраивается на диалогическом общении и взаимодействии при интеллектуальной и социальной активности ребенка (Н.Н.Поддъяков, Л.А.Парамонова).
Однако объем знаний, их интеллектуализация и научная направленность реализуется не за счет занятости, а благодаря оригинально подобранным игровым методикам. Тщательный подбор материала способствует стимулированию роста умственных способностей детей (занимательные игры, упражнения, игры-эксперименты, интеллектуальные игры и игрушки).
Одним из направлений педагогической деятельности является формирование у детей потребности в речевом общении со сверстниками и взрослыми и построение у каждого ребенка своего социального «Я», что позволит научить ребенка контактировать с окружающими на основе взаимопонимания, организовывать и координировать свою и общую деятельность.
Важнейшая задача концепции – эмоционально-экспрессивное развитие, позволяющее формировать волевую сферу ребенка, развивать чувства, эмоции.
Концепция отражает художественно-эстетический блок. Не просто обучить детей рисовать, мастерить, конструировать, петь, танцевать, музицировать, драматизировать, а использовать художественно-эстетическое развитие детей как средство формирования творчески активной личности.
Особое внимание уделяется психическому здоровью детей, охране нервной системы, формированию личностного отношения к окружающему миру, учитывается психологический закон – закон деятельности.
Основным акцентом в работе нашего ОУ является формирование общей культуры личности каждого воспитанника, ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности, система коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Мы видим наше дошкольное учреждение: как систему воспитательно-образовательной деятельности, обеспечивающей доступность и качество дошкольного образования, ориентированного на развитие личности ребенка в поликультурном пространстве, на позитивную социализацию и психолого-эмоциональную адаптацию в соответствии с уровнем его индивидуального психофизиологического развития, качество предоставления дошкольного образования при организации совместного образовательного процесса детей с сохранным развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья
Наши выпускники ориентированны на следующие ценности:
- Здоровье: психическое и физическое здоровье как основа жизни и развития, освоение других культурных и нравственных ценностей, основа счастливой жизни. Сохранение здоровья подрастающего поколения важно и как фактор предотвращения вырождения нации. Человек должен уметь поддерживать экологию своего организма.
- Культура: это то максимальное и духовное наследие цивилизации, которое нуждается в заботе и защите, делает биологический индивид личностью, человеком. На основе усвоения национальных и общечеловеческих культурных ценностей формируется подлинная интеллигентность.
- Отчизна: Земля предков, где развивается культура народа, малая и большая Родина, которая нуждается в заботе и защите.
- Труд: труд умственный и физический как основа цивилизации и источник всех ценностей на Земле. Воспитанник должен усвоить, что труд – главная возможность самовыражения личности и мерило ее ценности. У выпускника должно быть сформировано чувство уважения к результатам труда других людей.
- Семья: ориентация на семью предполагает создание семьи как условия развития личности, ее самореализации, как главного фактора воспитания новых поколений, передачи культурных ценностей, сохранения нации, ее биологического и социального генофонда. Семья предполагает культ родителей и социальную защиту детей.
Коллектив нашего ОУ при реализации программы выбирает оптимальные направления, используя при этом исследования науки и учитывая имеющийся опыт практиков.
Наше МКДОУ – детский сад для каждого, в нем должны найти свое место все воспитанники независимо от индивидуальных способностей и особенностей развития.
Критерии достижения целей:
· Состояние здоровья детей, тенденция к положительной динамики результатов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи;
· Комфортное психологическое самочувствие воспитанников и педагогов, степень их включенности в жизнедеятельность учреждения;
· Развитие потенциальных возможностей воспитанников путем включения в проектную деятельность;
· Обеспечение условий для реализации государственного стандарта образования, повышение качества педагогического труда;
· Формирование гражданской позиции у воспитанников по отношению к окружающему миру.